Как поставить цель и сформулировать задачи НОД
Отличие задач от целей: Термины «задачи» и «цели» (или «конечные цели») часто употребляют в качестве синонимов, но на практике существует разница между этими понятиями. Цель – это желаемый, ожидаемый результат мероприятия. Когда говорят о целях, подразумевается общее предназначение. Это означает, что, в то время как «цель» может выражать ожидаемый исход, именно «задача» описывает то, каким образом и когда мы к нему придем. Задачи – это шаги по достижению поставленной цели. Из этого следует, что задачи необходимо формулировать достаточно четко и ясно, если мы хотим, чтобы наша деятельность была эффективной.
Цель мероприятия одна и выражена отглагольным существительным («формирование», «развитие», «обобщение», «закрепления»).
Задачи выражены глаголом неопределенной формы («формировать», «развивать», «закреплять»). То есть задачи формулируют для того, чтобы определить, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. При этом задачи разделяются на следующие аспекты:
Образовательные задачи: предполагают формирование у воспитанников новых понятий и способов действий, системы научных знаний; должна быть максимально конкретной, наиболее проверяемой, самой очевидной и достижимой.
Развивающие задачи: предполагают развитие психических качеств и свойств, необходимых в деятельности (логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательные умения, умение анализировать, творческий подход и т.д.).
Воспитательные задачи: предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера (патриотизм, чувства гордости, взаимовыручки, самостоятельность, бережливость, миролюбие и т.д.).
Задачи воспитания и развития могут повторяться из занятия в занятие, так как сформировать то или иное чувство или качество (патриотизм, внимание., мышление) за одно занятие невозможно.
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
Начальные представления |
Закрепление |
Познакомить с ....
Дать начальные представления о ...
Формировать умение/представление/навык
Создавать условия для...
Приобщать детей к ....
Способствовать освоению/овладению... |
Развивать представление/умение...
Расширять представления о...
Совершенствовать умение....
Углублять знания о ...
Закреплять умение/знание...
Продолжать работу по совершенствованию/развитию навыков...
Обогащать опыт/представления
Актуализировать представления...
Тренировать/упражнять в ... |
Формировать привычку/готовность...
Способствовать развитию/желанию/стремлению...
Создавать условия, способствующие..
Обеспечить ситуации, способствующие развитию... |
Воспитывать чуткое отношение к../... чувства/уважение к...
Способствовать воспитанию...
Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к ...
Обеспечить условия для воспитания...
Формировать негативное отношение к насилию/агрессии...
Формировать позитивное отношение к...
Содействовать процессу...
Поддерживать традицию.. |